Впервые вижу эту работу. Потрясающая. #истории@artifex_ru
Мы возвращаемся к историям о произведениях искусства и сегодня вновь обратимся к далеко не самой известной картине. Один из создателей латышской национальной школы живописи, Янис Розенталс, создал полотно "Смерть" (Nāve) в 1897 году, обратившись к извечному мотиву необычным образом.
Во-первых, Смерть, склонившаяся над младенцем, предстает не грозной мрачной тенью с косой, а легкой, гибкой фигурой, закутанной в белое. Несмотря на это, в ее облике присутствует что-то тревожащее. Вероятно, именно это в свое время имел в виду Герман Мелвилл, говоря, что "несмотря на эти совокупные ассоциации со всем что ни на есть хорошего, возвышенного и благородного, в самой идее белизны таится нечто неуловимое, но более жуткое, чем в зловещем красном цвете крови". Личико ребенка также бледно, и эта мертвенная белизна навевает мысль о том, что он больше не принадлежит этому миру. Смерть, являющаяся центральной фигурой полотна, не угрожает, и даже серп в ее руках опущен. Но жутковатое впечатление от этого не ослабевает.
Во-вторых, хотя изображенная сцена мрачна и печальна, обратите внимание на окружающий пейзаж. Нежный тихий свет просачивается сквозь кроны деревьев, заливая опушку мягким золотистым сиянием. Лица героев спокойны, и хотя мать крепко держит ребенка, она выглядит скорее смирившейся с неизбежным.
Это полотно выделяется среди прочих, изображающих смерть пугающим грозным явлением. Здесь она предстает отчасти ласковой и печальной освободительницей, которая с уважением относится к той жизни, которую готовится забрать.